Рецензия

Рецензия к альбому "Стать Севера"




ТАК ВОТ ТЫ КАКАЯ, НОВАЯ «АЛИСА»!

                                                                                                                                                В синь Онеги да Ладоги,
                                                                                                                                                В мед брусники да клевера,
                                                                                                                                                В радость ливня и радуги
                                                                                                                                                Крестит мир стать Севера.
                                                                                                                                                                                    К.Кинчев


      «Стать Севера» - новый альбом группы «Алиса», вышедший 31 марта 2007 года. Альбом – размышление, воспоминание о прошедшей зиме, о терзании человеческой души, о поиске себя в мире. И это уже другая «Алиса», она позволяет себе погрустить, при этом надеяться… Надеяться на силу огня, волю Небес, рассвет и синее небо.

      Девять песен сменяют друг друга. Слушаем первую – это «Дым». Медленное звучание невольно заставляет человека прислушаться к своей душе, взглянуть со стороны на свой внутренний мир:

                  Чистого сердца по случаю не обрести…

      Стремление к чистоте души, сердца, поступков… Это стремление прослеживается не только у человека, но и у «призрака света – бледной тени», «пленника пристрастий – вечного заката». Лишь беспечные души тех, кто не смог «прорваться сквозь марево в день», остались «клубиться в золе». Но у нас есть выход, мы можем стать лучше. Как? Только с помощью веры. Нужно верить: верить в окружающих нас людей, верить в себя, верить в Бога.

      «Иго любви» рассказывает о темном мире наших душ: «мрак – итог опущенных век», «слепая тяга ко дну». Автор не призывает нас к чему-то – он говорит то, что думает. А мы сами должны догадаться, что не нужно опускать глаз, не нужно прятаться в ночи, потому что есть свет: «святая воля Небес».

                  Кто
                  Готов не прятать глаза?
                  Готов открыто принять
                  За благо – иго Любви?

      На эти вопросы автор не дает ответа. Почему? Мы сами должны решать – верить или не верить. И сквозь ночь видим как «молний Белую рать венчает Спас-на-Крови», мы видим «тех, кто сердцем впитал святую волю Небес».

      На протяжении всего рассказа строки сопровождаются динамичной музыкой. И только медленный ритм в конце подводит итог вышесказанному:

                  И подсчитан каждый волосок
                  Тех, кто был неправ,
                  И тех, кто прав.

      «На пороге неба» - плавный переход от описания олицетворенной природы к внутреннему состоянию героя. Чувствуется его угнетенность, попытка понять причину такого настроения:

                  То ли ядом жгла луна,
                  То ли я дошел до дна,
                  То ли лето закатилось в дым.

      Возможно, причина кроется в этой таинственной ночи, полной оживших явлений природы, где «лукавая луна», «чуткая заря», Млечный путь, бесконечное бархатно-черное звездное небо находятся в единении с героем, стремящемся выплеснуть всю боль, накопившуюся в душе, стремящемся вспомнить ушедших в ночь друзей:

                  На пороге неба
                  Верным ставят кресты,
                  Так им легче дышать.
                  На пороге неба,
                  По пропащим скорбя,
                  Крестится сила и мощь.

      Таинственная ночь постепенно перерастает в спокойную, тихую ночь уходящего лета, успокаивается природа, успокаивается человек:

                  Ночь да Яблоневый Спас
                  Потихоньку вводят осень в дом.
      «Стать Севера» - кульминация альбома. Мы видим процесс рождения песни-«огня», которой суждено появиться из «сумятицы брошенных строф» и «боли рваных струн». О чем же поет автор? Ответ перед нами:

                  О родной земле,
                  О разбитых лбах,
                  О тропе наверх…

      И он сожалеет, что немногие находятся в согласии с собой, не видят смысла в жизни. Но уверен, что живет в великое время, когда минута превращается в вечность, а кровь обращается в слова. В целом здесь К. Кинчев говорит о своем предназначении и единении с Северной природой – своей душевной родиной.

      «Печаль» погружает нас в мир раздумий. Кратко эту песню можно охарактеризовать так: когда-то был покой, безмятежная жизнь, а теперь – движение из города в город, расставание с родными, отсюда – печаль. И тут возникают вопросы: Нужно ли петь? Зачем? Все равно «никто никогда не поймет, кому и зачем я пою». А, может быть, кому-то и нужно слышать «песню мою»? Но все это – лишь печаль – временное чувство, способное помочь понять свое предназначение.

      «Старые раны» - песня Михаила (Майка) Науменко. В этой песне мы видим тяжелое внутреннее состояние героя: «зачем я жду рассвета, рассвет не придет, кому он нужен», «и в каждой клетке нервов горит свой вопрос, но ответ не найти», «так было, так есть, так будет много-много лет, и нет другого пути».
      В припеве, контрастирующем со строками куплета, содержится обращение к собеседнику. Герой старается упростить свои слова и мысли, придать им лаконичную форму, почти извиняясь за свое мрачное настроение:

                  Но не пугайся, если вдруг
                  Ты услышишь ночью странный звук…
                  Всё в порядке, просто у меня открылись
                  Старые раны.

      Последняя строка припева возвращает слушателя к основному настроению песни. Но, если у М.Науменко мы видим безысходность, смешанную с горькой иронией, то у К. Кинчева – эмоциональный напор, прорванный энергетической плотиной. А удалось ли ему возродить эту песню под своим началом – решать слушателям.

      «Падал снег». Здесь и музыка, и текст передают зимнее настроение: медленное движение снега, тени птиц… Но снежный покой сменяется вьюгой – появляется динамичность, бэк-вокал помогает лучше представить эту картину. Но в, казалось бы, простых словах песни таится глубокий смысл: «стужей холода не унять», надо поднять глаза – посмотреть в высь: именно там «дышит воля». Нужно возродить, воскресить в себе любовь и доброту и «жить! жить!».

      «Жизнь струны» возвращает нас в недалекое прошлое, когда власти - «гончие псы степной охоты» - «каждой струне не давали шанса на звон». Но через запрет шел рок-н-ролл, которому все-таки суждено было вырваться на свет. «Горе да беду нам ли обходить стороной?» - вопрос, не требующий ответа. Ответ знают все. Нелегкое это призвание – жизнь струны. Но Кинчев поет. Поет для тех, кому не безразлична судьба русского рока, поет для тех, «кто держит путь» вместе с ним.

      «Северная быль» - итог альбома. Во всех песнях альбома видно рвение, боль души. Здесь же все это закончилось. Обо всем этом здесь поется в прошедшем времени. Все это осталось в вековом граните. Песня создает впечатление чистой и сильной северной природы. Ушел «Hi-Tec», ушла боль, которые нагнетались в середине альбома. Но в то же время «Северная быль» - сказка, «сказка – ложь, да в ней намек»:

                  Верным, как наказ, северная быль…


      В целом альбом, действительно, получился северным, как нам этого давно и обещали. Песни находятся в гармонии друг с другом – они объединены цветом: черная ночь, синий лес, мрак, синий туман, черная река, синь Онеги да Ладоги – поэтому и обложка у альбома такая: сине-черная. И таких объединяющих моментов много: заря, огонь, рассвет, костры, свет, солнце – говорят о возможности обрести верный путь, путь к небу… В альбоме очень много неба: от синей выси до белых облаков. Снег, ливень, гроза, зеркала озер, море глаз, вода, брызги солнца, лесной ручей – все это в альбоме «Стать Севера». Кольцевая схема альбома заставляет нас вновь и вновь слушать его: так в «Северной были» и песне «Иго Любви» мы замечаем речной песок и пыль дорог. Да, в альбоме много дорог, троп, путей – все это передает внутреннее состояние героя, его стремление к тому же синему небу, белым облакам, зеркалам озер, стати Севера.
Стать Севера










      «Стать Севера».
      © 2007, К. Кинчев
      © 2007, ООО "Первое Музыкальное Издательство"
      ® 2007, ООО "Гранд Рекордс Паблишинг"








      CD

      1. Дым
      2. Иго любви
      3. На пороге неба
      4. Стать Севера
      5. Печаль
      6. Старые раны*
      7. Падал снег
      8. Жизнь струны
      9. Северная быль

      BONUS

      10. Ветер
      11. Rock-n-roll

      DVD

      - Видеоклип на песню «На пороге неба»
      - Фильм о съемках клипа
      - Фото


      Муз. Сл. К. Кинчев. Кроме:
      *6. муз. Сл. М. "Майк" Науменко

      К. Кинчев - голос
      П. Самойлов - бас, голос
      И. Романов - гитары
      Е. Лёвин - гитары, эдиты
      А. Вдовиченко - барабаны
      Д. "Ослик" Парфёнов - клавиши, петли, эдиты, комп
      Ю. Шлапаков - звук
      М. Рябов, В. Батогов, Л. Арутюнов, А. Панфилова - администрация
      Коха "Pushking" - голос (6,9)

      Запись: Е. Левин, А. Мартисов студия "ДОБРОЛЁТ" лето 2006
      Mixed by Jem at TOPAZ studio Koln. осень 2006
      Mastered by Kai Blankenberg at SKAYLINE - TONFABRIK Dusseldorf осень 2006

      М. Ганнушкин - дизайн
      В. Потапов - фото

Лена – рецензия, КИЕВГРАД – тех.оформление. www.alisakiev.narod.ru





Hosted by uCoz
.