АлисА и Православие

Hosted by uCoz


АлисА о Православии:

2006г:
Митрополит Кирилл встретился с рок-музыкантами

Епископ Южно-Сахалинский Даниил встретился с лидером группы "АлисА"


2005г:
Не рок грешен, а человек

Молодежная субкультура стала предметом активной дискуссии...


2004г:
Диакон Андрей Кураев посетит с рок-музыкантами Украину


2003г:
На Урале завершилось турне Диакона Андоея Кураева и лидера группы "АлисА"

Ругань как подарок к юбилею

Всё ли можно воцерквить?

Опричная звезда

В России рок - не просто музыка!


2002г:
"Больше всего грешу, когда тих и смиренен"


2001г:
На пути к сотворчеству со Всевышним

"В Троицке служит мой духовный отец"


2000г:
"МЫ - ПРАВОСЛАВНЫЕ"

"На первом месте — Бог, на втором — семья, на третьем — творчество"

ПРИХОЖАНИН

Приходской листок храма трех святителей на Кулишках


      о.А.: Мне, во-первых, хотелось бы поздравить с двадцатилетием...
      К.К.: Спасибо!

      о.А.: Чем юбилей двадцатилетний отличается от юбилея пятнадцатилетнего? Что за эти пять лет произошло, - да, вышло три альбома, но, помимо этого, были, конечно, и другие события...
      К.К.: В поверхностном, чисто житейском восприятии жизни в общем-то ничего не произошло, просто мы стали на пять лет старше, и в принципе, двадцатилетие - это просто обычная календарная дата, так же, как и пятнадцатилетие. Никакого более глубокого смысла в это празднование я не вкладываю, просто обычный день рождения - и всё. Даже судя по отзывам в интернете о последнем концерте, который был в Москве, многие из зрителей несколько разочарованы и недовольны, поскольку доминантой программы я всё-таки сделал новый альбом, который для меня гораздо важнее и серьёзнее, нежели просто празднование каких-то дат. Люди собрались и ждали, что я буду вспоминать старые свои песни и всех веселить и т.д. и т.п. Этого не произошло, я чётко рубил свою программу, которую считаю для себя более важной и знаковой - то есть альбом "Сейчас позднее, чем ты думаешь". Если говорить о более глубоком восприятии двадцатилетия, пятнадцатилетия, десятилетия и вообще рождения группы, то это робкая попытка - с другой стороны, не очень удобно хвастаться, не полезно для души, - но есть ощущение, что после крещения (одиннадцать лет я уже православный христианин) кое-что поменялось в моём мировоззрении, причём поменялось достаточно кардинально...

      о.А.: А в музыке поменялось?
      К.К.: А в музыке - нет, не поменялось.

      о.А.: А в текстах?
      К.К.: А в текстах, наверное, более ясно я стал излагать свою позицию, потому что когда ты находишься в поиске, то и позиция твоя жизненная не очень тебе самому ясна, то есть ты интуитивно понимаешь, как тебе кажется, где находится Свет, где Тьма, есть интуитивное желание следовать Свету, но, поскольку ты находишься ещё впотьмах, ты ещё в общем-то слепой, то и метания твои по очень большой амплитуде проходят. Иногда, может, ты и прорываешься к Свету, но по большей части всё равно запутываешься и падаешь, переоценив свои силы, возможности, упиваясь собственными победами, присваивая все эти завоевания только самому себе - вот, ты это сам всё сделал - и не уповаешь совершенно на волю Божию. А когда начинаешь потихонечку воцерковляться, то ощущение своей значимости уходит не то что на второй план, а вообще возникает понимание, что это как раз самое неполезное, с этим как раз и стоит бороться внутри себя. И, соответственно, мировоззрение твоё как-то более чётко проявляется, и не нужно прибегать к той излишней метафоричности в текстах, которой в общем-то тексты грешили до этого, то есть красивости убираются, остаётся суть того, что ты хочешь сказать. Ну, я так думаю, что на какой-то процент, не скажу, что на все сто, в этом альбоме уже это достигнуто, во всяком случае, все воспринимают этот альбом однозначно, что уже, на мой взгляд, хорошо...

      о.А.: Однозначно - то есть как?
      К.К.: Однозначно, что это - патриотический религиозный альбом. А как это принимают - это уже другой вопрос, некоторые - очень негативно, некоторые - позитивно, но, во всяком случае, понятно, о чём я пою.

     о.А.: А не является ли ситуация с московским концертом показателем, того, насколько вас понимают, те, кому вы поёте? Может быть, то, что пелось раньше, как бы более востребовано, чем то, что вы поёте сейчас?
      К.К.: Ну, тут прежде всего сложно говорить за кого-то, откуда ж я знаю, как меня кто воспринимает, но есть надежда, что я пою тем, кому созвучно моё нынешнее мировоззрение, хотя я не обольщаюсь и понимаю, что, в принципе, выходя на сцену, я обращаюсь, к аудитории языческой в основной своей массе. Но, с другой стороны, наверное, это и правильно. Я так думаю, что воцерковлённому человеку, в принципе, конечно, не полезно на рок - концерты ходить, поскольку он там ничего не почерпнёт для души и сердца, гораздо более полезно время проводить келейно, молитвенно в доме или в храме. А для тех, кто ищет и ещё не нашёл, кто переоценивает себя, но при этом всё-таки с трепетом сердечным (поскольку каждая душа - христианка) относится к Господу, наверное (я по крайней мере надеюсь на это), есть какая-то польза в таких концертах. И поэтому я ставлю осознанно доминантой концертов последний альбом. А те, кто привык просто, выражаясь сленгом современным, гаситься, видеть в рок-н-ролле чисто развлекательный момент, те уже давно ушли, аудитория сократилась значительно, после того, как я встал на эти позиции. Они ушли к другим коллективам и получают удовольствие там. Я осознанно шёл на сокращение аудитории. Если б я оставался верен шоу - бизнесу, я бы этого никогда не сделал, а поскольку мне на этот шоу - бизнес по большому счёту наплевать, я ни о чём не жалею, я могу сожалеть только о том, что многие дети не пошли по дороге, предложенной мной, а остались на прежнем месте, в тупике, где просто веселятся и оттопыриваются на рок - мероприятии, а не пытаются себя собирать чуть-чуть, к чему я пытаюсь, собственно, призвать со сцены. Это единственное, что может меня печалить, а всё остальное меня только радует.

      о.А.: А вот что касается шоу - бизнеса... Где-нибудь в конце восьмидесятых годов аудитория собиралась без особой рекламы, всё происходило как-то спонтанно, и, тем не менее, люди приходили, а сейчас пол Москвы обклеено афишами, и такое впечатление создаётся, что на один билет приходится по одному рекламному листу, это касается не только лично вас...
      К.К.: ...ну у нас в общем-то рекламы мало было на самом деле по городу, в отличие от других исполнителей.

      о.А.: Да... Однако что такое реклама - действительно необходимость или это закон имиджа?
      К.К.: Законы жанра, к конкретному исполнителю они не имеют никакого отношения. Эту рекламную компанию проводит промоутер, который берёт на себя обязательства провести мероприятие и, соответственно, заработать на нём. Он сам высчитывает и выстраивает, сколько ему там щитов повесить, как сделать, чтоб народ собрался, на одних исполнителей это делается так, на других иначе... По моим ощущениям, у нас очень мало было рекламы по городу на этот концерт, а что касается 80-х, то тогда площадки немножко другие были, такие площадки без рекламы мы и сейчас собираем. Если это ДК МАИ, то, в общем, вы и не увидите никаких особых объявлений, а ДК всё время полный, или Горбушка - тоже никаких афиш, и по телевизору я не мелькаю, ничего не говорю. Здесь же просто большая площадка, поэтому, соответственно, рекламы побольше делается. Это данность, что концерт проводится таким вот образом. Я к этому нейтрально абсолютно отношусь...

      о.А.: В связи с крещением отношение к рок - музыке у Вас переменилось?
      К.К.: Нет.

      о.А.: То есть вообще всё осталось, как прежде? Ни к отдельным авторам, ни к каким-то песням отношение не поменялось?
      К.К.: Конечно, когда я принял крещение, внутри у меня возник некий диссонанс - что мне делать теперь с моей профессией? Но, размышляя над этим, я понял, что, в принципе, нет у Бога плохих профессий, важно, какой ты человек и степень твоей ответственности перед Творцом в своей профессии. Поэтому я даже не знаю, что страшнее - недобросовестный педагог, хирург или строитель космических кораблей или недобросовестный рокер. Я вот думаю, что это одно и то же, эти люди таким отношением к своей профессии делают вызов Создателю и Творцу, и, соответственно, встают на позиции богоборчества, сами того не осознавая, то есть любая халтура, любое такое вот поверхностное отношение к своей работе Богу не угодно. А если ты в своей профессии выкладываешься полностью и стараешься работать добросовестно, честно и на полную катушку, то это Творцу, мне кажется, угодно должно быть, хотя я не знаю, как на самом деле...

      о.А.: Я имел в виду немножко другое - отношение к рок - музыке вообще...
      К.К.: Я на ней воспитан, я её люблю, я её слушаю до сих пор, у меня есть огромный плюс: я не знаю иностранного языка, поэтому, слушая иностранную музыку, которая мне нравится с детства, я не знаю о чём они поют до сих пор и знать не хочу, то есть слушаю только музыку. Что касается моих коллег, то, конечно же, я слушаю прежде всего тексты, и потом уже аранжировки и скажу, что те, кого я любил, тех и люблю. Даже Бориса Борисовича Гребенщикова, который позволяет себе время от времени некие выпады в сторону Православной Церкви - всё равно я его люблю и просто эти песни не слушаю, а слушаю другие.

      о.А.: Какие-то коммуникативные трудности возникли в связи с тем, что вы стали православным, в своей среде?
      К.К.: В своей среде - нет, а вот в среде "обслуги" (я считаю, что четвёртая власть - это и есть "обслуга", хотя им кажется, что они - вершители судеб), конечно же, возникли, и до сих пор есть... Ну, допустим, новый альбом не взяла информационно поддерживать ни одна радиостанция, даже та, которая себя позиционирует как рок - радиостанция. Ну это понятно почему - я раскачиваю те устои, на которых крепко встали их стулья, вот этими песнями - и они, конечно, видят в этом опасность, соответственно, пытаются этой опасности противостоять. Если в эфире звучит мат, если там воспевается суицид, наркотики и всё такое прочее, то это, конечно, в понимании этой радиостанции, рок, настоящий рок. Если говорится о родине, если говорится о судьбах русских людей на своей земле, то это, в общем-то, уже давно подвержено цензуре и вымарывается из эфира, и не допускается до ротации в радиостанции.

      о.А.: А члены вашей группы, с которыми вы уже 20 лет, ваш поворот как восприняли?
      К.К.: Все православные христиане в группе. Мы единоверцы, иначе, наверное, невозможно было бы существовать, потому что, допустим, отказ от концертов во время поста моё волевое решение было, которое, поскрипев, было принято. А если б кто-нибудь был на других позициях, он бы просто этого не принимал, потому что мы отказываемся от самых рабочих месяцев в году: это декабрь, самый концертный месяц, и март. Здесь как раз можно играть концерты и, соответственно, зарабатывать на жизнь. Мы этого не делаем. Конечно, скрипят немножко мужики, но понимают. Потом, есть надежда, скажут спасибо.

      о.А.: Есть ли какая-то закономерность в том, что многие из известных рок - музыкантов 80-х пришли к православию, или это был личный путь каждого человека?
      К.К.: Я так думаю, что это личный путь каждого человека, конечно же, не сам человек приходит в церковь - Господь приводит, другое дело, что надо искать Бога. А вот здесь как раз общая тенденция выводится: роком заниматься начинали в ту пору люди, осознанно идущие на конфронтацию с обществом и властью, которые не устраивали этого человека. В общем-то, вся страна видела фальшь, лицемерие и скотство этой власти, которая ввела страну в жесточайший тупик, но осмеливались об этом говорить единицы, которые сжигали свои мосты и публично заявляли о своей позиции, люди искренние, честные и талантливые... хм... получилось хвастовство... "и я в том числе, такой же"... (смеётся).

      о.А.: На самом деле я с этим согласен, та эпоха дала множество талантливых людей, несмотря на то, что их теперь называют "динозаврами рока"... новые исполнители, мне кажется, гораздо менее интересны.
      К.К.: Есть закономерность: если человек открыт, честен и находится в поиске, Господь его неминуемо приведёт чередой незаметных чудес, которые основная масса не замечает, а такие люди как раз эти чудеса-то и подмечают и приходят, поэтому многие из рока 80-х к Богу пришли. Может быть, разные степени воцерковления у всех, но пришли практически все: и Сукачёв, и Шевчук, и Ревякин, и Гребенщиков... к сожалению, умерли рано Цой и Майк. Я думаю, с Цоем точно так было бы, потому что он умудрился, будучи даже некрещёным, написать очень христианские песни. Я пою сейчас одну... Отец Андрей Кураев был на концерте, так он попросил меня даже переписать "весь мир идёт на меня войной" песню <"Песня без слов" - прим. ред.>. Я ему переписал, теперь он будет цитировать Цоя...

      Если есть стадо, есть пастух,
      Если есть тело, должен быть дух,
      Если есть шаг, должен быть след,
      Если есть тьма, должен быть свет.

      Это ощущения только христианина, такое же должно ведь созреть в сердце. У Цоя это получилось, будучи даже человеком некрещёным. И печально, что его нет.

      о.А.: Что касается о. Андрея... Как возникла идея на конференцию, посвящённую новому альбому, пригласить его и представителя ВМФ? "Заместителя главнокомандующего Военно-морского флота России Игоря Дыгало - прим. ред."
      К.К.: Нас издаёт сейчас продюсерский центр Матвиенко, в череде акул шоу-бизнеса, если внимательней посмотреть ту продукцию, которую делают они, понимаешь, что во всяком случае у этого издателя наименьший процент суррогата и пошлости, они всё-таки как-то фильтруют, и, соответственно, есть некая направленность, то есть она коньюктурная, конечно, но всё равно это огромный плюс в сторону патриотизма и воспитания боевого духа и в армии, и во флоте, и просто среди населения. Тому подтверждение и группа "Любэ", и т.д., и т.п. - это всё их люди. Предложение поступило от издателя: как я смотрел бы на то, если б они пригласили на пресс - конференцию о. Андрея и представителя ВМФ, которому до этого дали послушать альбом, и он сказал, что это здорово. Я ответил, что почту за честь, если такие люди придут ко мне на пресс - конференцию, а учитывая то, что в альбоме у меня одна есть песня, которая называется "Инок, воин и шут", так я вообще сказал, что было бы просто замечательно даже просто эту песню воочию доказать - всё именно так, как и поётся там. Ну, вот и всё, что касается ВМФ... замечательный пресс - атташе Военно - морского флота Игорь Дыгало, хороший парень, мы познакомились... Ну, во-первых, воспринял альбом хорошо, помог в съёмке клипа нам "клип на песню "Небо славян" - прим. ред." - надо было на корабле снимать... пустили нас в Кронштадт, мы там поснимали на фоне андреевского флага...

      о.А.: А в дальшейшем останется связь с флотом - концерты, может быть...
      К.К.: Посмотрим, поживём, я так думаю, что, наверное, мы не будем терять связи. Если это нужно Военно - морскому флоту, мы всегда готовы служить, потому что в вакууме, когда отсутствовала полностью идеология, всегда разлагается как флот, так и армия, так и всё население, поэтому необходимо на идеологическом фронте начинать серьёзную работу, прежде всего надо начать со школы, для меня очевидно, что православное образование необходимо вводить не факультативно, а как настоящий, обыкновенный урок, да и не просто "православная культура", как это витьевато назвали, а Закон Божий надо вводить в каждой школе, хотят того либералы или не хотят. Тогда и начнём выстраиваться как нормальная настоящая держава, которая и выстраивалась до нас ещё нашими отцами тысячу лет, и росла и крепла, и такие территории получила от Создателя и Творца, и такие недра получила только за то, что была верна... а сейчас вот отступили, и поэтому надо покаяться всем, а тем, кто недоволен, скатертью дорога, грубо говоря. Другое дело, что на государственном уровне такую смелость себе не может позволить никто, к сожалению, даже православный наш президент, который и исповедуется, и причащается, как мне говорили. Заявил бы он, что мы православная страна, в которой мирно уживаются и другие конфессии. (Я считаю, что всего одна конфессия - только ислам, все остальные не конфессии). Что русские люди - это основа нашего государства, и всё бы начало выстраиваться сразу же.

      о.А.: Наверное, процесс вашего воцерковления был непростой, воцерковление молодёжи - это тоже проблема, всё - таки Церковь живёт по своим законам, которые уже веками существуют, она не адресована сегодняшнему дню, и перестраиваться не собирается... Какие у вас были трудности в воцерковлении и какие трудности стоят перед людьми, которые приходят на концерт, а в храм пока не идут?
      К.К.: Огромное счастье и великое завоевание Православной Церкви в том, что она не поддалась на искушение служения сегодняшнему дню, а служит вечности, и поэтому благодатна до сих пор и высоко несёт звание Святой Соборной и Апостольской Церкви, в отличие от католической, которая уже, уступая сегодняшнему дню, растворилась полностью в этом дне...

      о.А.: В Германии лютеране более традиционны, чем католики...
      К.К.: Да, уже так получилось даже... И это огромный плюс православной Церкви, что она не поддаётся модным течениям, и остаётся такой, какая она есть. Что касается становления и ощущения соответствия высокому званию православному, конечно, это постоянная, ежесекундная кропотливая работа над собой. Святые недаром говорили, что если ты думаешь, что стоишь, ты уже падаешь. Вот с этим ощущением, конечно, очень трудно жить, потому что надо себя собирать всю оставшуюся жизнь. То, что ты разбросал по несмышлёным годам, все это надо собирать в одно единое целое и ни в коем случае не останавливаться, я не могу сказать, что у меня это получается всегда и на все сто. У меня это получается со скрипом большим, я ленив и неповоротлив, но я это осознаю, что уже здорово, это как раз и даёт Церковь, это дают наши Таинства, без Таинств тебе кажется "да какой я? Никого я не убивал, так и нормальный я, и нету греха никакого", а здесь уже на уровне помыслов всё работает. Становление личности без Таинства Причастия просто невозможно - это моё глубокое убеждение, для меня это очевидно, это аксиома, не требующая никаких доказательств. Другое дело, что для людей, далёких от Церкви, это пустой звук. Как достучаться до них - ну, хотя бы собственным примером. Что произошло со мной как с личностью? Это не подвиги, это малюсенькие шажки, но я, когда принял Крещение, был наркоманом, алкоголиком... Я с наркотиками с Божьей помощью справился и перестал употреблять уже лет восемь как и с алкоголем тоже перестали дружить четвёртый год как. Это вот маленькие победы, но они не мои - без Бога я бы не справился, потому что тут важно не вылечиться, а исцелиться, то есть стать цельным, чуть-чуть подсобрать себя. Что такое болезнь, зависимость? Говорят о том, что необходимо ходить к докторам, что-то ещё там делать - чушь! Человек ленив и расслаблен, жизнь его протекает по волне своих удовольствий и даже в несчастье он умудряется находить удовольствие, жалея себя - ах, вот я такой несчастный, поэтому я и пью, как скотина, и мучаю всю семью - и этим упивается. Это элементарная лень и нежелание чуть-чуть себя выстроить. Как только желание возникает, можно обратиться мысленно к Создателю и Творцу: дай силы и помощи - в ту же секунду всё приходит, и ты справляешься с этим недугом, потому это никакие не завоевания, а малюсенькие шажки в собирании себя. Это то, чем я занимался последние годы, сейчас немножко другим стал заниматься: ощущением того, что начинать борьбу со врагом нужно, опять же, с себя и стараться не допускать, в идеале, никакого негатива: не раздражаться, не злиться... ну, тут, к сожалению, нечем похвастаться.

      о.А.: А вот тем людям, которые приходят на ваши концерты, как-нибудь можно помочь?
      К.К.: Будет нескромно, но если вы заглянете в интернет на форум нашего сайта, найдёте случаи, когда люди пишут, благодарят... но мне об этом говорить неловко, - получается, что я такой замечательный, всех в Церковь привожу.

      о.А.: Нет, просто действительно ваше слово для молодёжи более убедительно, чем слово священника.
      К.К.: Тут важен и пример жизненный, потому что без дела слово мертво, какое бы замечательное слово ни говорили... можно превратиться просто в фарисеев, болтунов, грубо говоря. Поэтому должно быть дело. Что такое в восприятии обывателя рок - исполнитель? Бабник, наркоман и пьяница. Поэтому я и начал бороться с основными внешними проявлениями рок - звезды, с тем образом, который навязывают средства массовой информации. Если ты этому образу ты не соответствуешь, начинаешь быть опасен. Поэтому сейчас на флаг поднимаются группы типа "Ленинград", где через каждое слово мат, и вот исполнитель пьёт, губит свою жизнь - и это сытые и самодовольные люди поощряют, подталкивая этого человека к пропасти, говорят "ты вот звезда у нас, ты настоящее воплощение рок-н-ролла, мы вот так его понимаем, умирай скорей, и мы тебя поднимем на пьедестал". Вот где бесовство в чистом виде, а этот парень, хороший, талантливый, но льют ему на уши этот елей, и ему от этого хорошо. Он купается в тщеславии и губит себя. А главное для меня, представителя рок-н-ролла, побороться с теми страстями, которые очевидны - наркотики, пьянство и сексуальная разнузданность. Сексуальная разнузданность после Таинства Венчания прекратилась. Если бы не было Таинства Венчания мы, конечно, уже давно бы разбежались и не один раз с супругой, потому что возникали конфликтные ситуации, где собственное "я" начинало вылезать, и тут возникало ощущение: надо это "я" чуть-чуть пригасить и прислушаться к другому "я", и таким образом сохраняется семья, Господь сохраняет так. Опять же, на уровне подсознания, помыслов - чувствуешь помыслы нехорошие и гасишь их, анализируя это, благодаришь Бога, за то, что дал возможность это понять. Я очень неудобен для средств массовой информации: примерный семьянин, не пьёт, не курит, и ещё начал сейчас спортом заниматься, чтобы они видели, что и тут всё правильно, и это пугает, потому как должен быть в 45 лет уже разбитый параличом дряблый старец, это ведь рок-н-ролл, а в рок-н-ролле долго не живут, ведь там же озвучена уже телега "жить быстро, умереть молодым", Джим Моррисон сказал - это поднято на флаг. А мы будем этому всячески препятствовать и разрушать образ рок-звезды своим примером.

      о.А. И последний вопрос. Какие у вас творческие планы на будущее?
      К.К.: Никаких особых планов нет, есть желание, как Господь управит, писать песни. Я не могу сказать, что я занимаюсь написанием песен, муками творчества, не возникают у меня поиски новых форм - я этим не занимаюсь вообще, то есть Бог дал - я песню написал. Это бывает, знаете, так спонтанно - хоп, какая-то тема пришла... другое дело, что я могу её мучить достаточно долго, но она меня зацепила - и вот я в ней. Если нет такого желания, я занимаюсь совершенно другими делами. Поэтому, Бог даст, напишем новых песен, соберём их в альбом, выпустим - вот и все планы. Шкала ценностей благодаря Церкви выровнялась: на первом месте Бог (опять же, как Господь и заповедал: четыре первые заповеди Богу посвящены), на втором месте семья и только на третьем - профессия. А когда на третьем месте профессия, то никаких мучений нет. Многие артисты вот почему запивают? Мучаются творчеством - "как же так, меня муза не посетила?! Пойду-ка я выпью..." А когда нет таких вот тем, так и живётся спокойней, нет никаких очарований и, соответственно, разочарований меньше.

о. Александр