Hosted by uCoz


АлисА о Православии:

2006г:
Митрополит Кирилл встретился с рок-музыкантами

Епископ Южно-Сахалинский Даниил встретился с лидером группы "АлисА"


2005г:
Не рок грешен, а человек

Молодежная субкультура стала предметом активной дискуссии...


2004г:
Диакон Андрей Кураев посетит с рок-музыкантами Украину


2003г:
На Урале завершилось турне Диакона Андоея Кураева и лидера группы "АлисА"

Прихожанин

Ругань как подарок к юбилею

Всё ли можно воцерквить?

В России рок - не просто музыка!


2002г:
"Больше всего грешу, когда тих и смиренен"


2001г:
На пути к сотворчеству со Всевышним

"В Троицке служит мой духовный отец"


2000г:
"МЫ - ПРАВОСЛАВНЫЕ"

"На первом месте — Бог, на втором — семья, на третьем — творчество"

ОПРИЧНАЯ ЗВЕЗДА.
"ПРАВОСЛАВНЫЙ РОК" КОНСТАНТИНА КИНЧЕВА КАК РЕЛИГИОЗНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ


      Музыкальная новинка сезона - выход нового, "православного" и по текстам песен, и по позиционированию альбома Константина Кинчева и группы "Алиса". Называется альбом тяжеловато на слух, но более чем выразительно - как минимум для православного слушателя - "Сейчас позднее чем ты думаешь". Довольно объемистая книжечка рецензий, сопровождающих альбом, открывается большой и весьма увлекательно написанной статьей диакона Андрея Кураева. Интересный момент в этой статье, прорывающийся сквозь комплименты Кинчеву, - выпад в адрес нарождающегося "православного ваххабизма" (опричнины, говоря на более традиционном, русском языке). Выпад тем более любопытный, что еще полгода назад о. Андрей выражал огорчение по поводу того, что нет у нас "православных террористов". Эта всплывшая ниоткуда "ваххабитская" тема очень важна - Кураев высказал себя как тонкий политик, но виду не подал. По сути тексты и музыка Кинчева - это и есть концентрация "опричного" культурного потенциала.

      Существует несколько версий метаморфозы одного из знаменитейших рок-хулиганов 1980-х в "православного рокера". Версия первая - конъюнктура, желание понравиться публике в "стремительно скатывающейся к православному нацизму путинской России". Деятельность Кинчева рассматривается не более чем как очередная форма "хулиганства" и "шутовства". Впрочем, тезис о шутовстве и эпатаже всплывает у музыкальной общественности каждый раз, когда кто-то заявляет патриотические или близкие к таковым позиции - пример Егора Летова здесь всем памятен. Начинается мягкое удушение в сочетании с огрызанием в стиле Артемия Троицкого: "Кинчева считают придурком и полуфашистом, и это справедливо". Это уже вторая версия - "свихнулся парень". Полуфашистом может быть кто угодно, но нельзя, как минимум, отказывать этому в искренности.

      Тот, кому попадалась биографическая книга о Кинчеве середины 1990-х, не удивится его "православной метаморфозе" - это длительный и мучительный путь из ереси, путь к тому, что осознано как святыня. Известна и история о том, как Кинчева, с выведенным перекисью крестом на голове, заявившегося в Псково-Печерскую Лавру, прогнали монахи. Или тогдашние его "гностические" интервью об "Эре Духа Святого", которая придет на смену Эре Отца и Эре Сына. "Духовный поиск" Кинчева может быть и был длительным, но с самого начала был сосредточен на восприятии Христианства как святыни и на обретение правильного пути к этой святыни. Так что Кинчев православный - и как личность, и как музыкант - никого удивлять не должен. А Кинчев как музыкант с общественным темпераментом не мог не стать "православным музыкантом", не мог не стать как минимум таким музыкантом, у которого его религиозные и общественные воззрения не сочатся сквозь текст. Личная церковная идентификация не могла не привести к закономерному творческому итогу.

      Сам этот итог может показаться небесспорным, прежде всего с церковной точки зрения. Для многих - это плохая и натянутая поэзия и никакая музыка. Однако эту "плохую поэзию и никакую музыку" слушали и слушают десятки и сотни тысяч, и поклонников от Кинчева его метаморфоза не оттолкнула. Да и потом - можно подумать, что поэзия иеромонаха Романа литературно хороша? Если что действительно "плохо" в этой поэзии, так это слишком быстрое врастание Кинчева в "православно-патриотическую" субкультуру, замыкание в ее метафорике и образном ряде, и, как итог, смысловая изоляция от своего рядового слушателя. Это самый страшный порок рока, насыщенного "православным контекстом" - его референции слишком быстро становятся самореференциями, он теряет свое "миссионерское" звучание. Переходя от романтического символизма к апокалиптическому, Кинчев не протягивает смысловых мостов к своему "рядовому" слушателю - ему необходим слушатель достаточно подготовленный. Это музыка не "проповеди", а "укрепления в вере", "мистагогии" патриотического Православия.

      Это - песни для своих, прежде всего. Однако важно заметить, что этих "своих" становится все больше и больше, и появление в их рядах известного рок-барда не более удивительно, чем появление "певца в стане русских воинов". Та православно-патриотическая культура, система социальных связей и идеология, которую можно, в общем-то, назвать "опричной", становится постепенно мощным потоком, мощным, прежде всего за счет молодых вливаний. И музыка Кинчева обеспечит этой опричнине такие вливания. А опричнина заставит с этой музыкой считаться. Из идейно-культурного болота 1990-х встает, пожалуй, еще один островок определенности - религиозной, идеологической и культурной.

Источник: alisa.net


Hosted by uCoz