АлисА о Православии:

2006г:
Митрополит Кирилл встретился с рок-музыкантами

Епископ Южно-Сахалинский Даниил встретился с лидером группы "АлисА"


2005г:
Не рок грешен, а человек

Молодежная субкультура стала предметом активной дискуссии...


2004г:
Диакон Андрей Кураев посетит с рок-музыкантами Украину


2003г:
На Урале завершилось турне Диакона Андоея Кураева и лидера группы "АлисА"

Прихожанин

Ругань как подарок к юбилею

Всё ли можно воцерквить?

Опричная звезда

В России рок - не просто музыка!


2002г:
"Больше всего грешу, когда тих и смиренен"


2001г:
На пути к сотворчеству со Всевышним

"В Троицке служит мой духовный отец"


2000г:
"МЫ - ПРАВОСЛАВНЫЕ"

"На первом месте — Бог, на втором — семья, на третьем — творчество"

О группе «Алиса» и русском роке


      Сегодня в нашу Церковь приходят двумя путями. Одни люди приходят потому, что искали истину. Они искали Небо, а войдя в Церковь, кроме неба обрели еще и землю — почву под ногами. Они искали истину, а нашли свою родину. До крещения история и культура России казалась им (и мне) скопищем несуразностей и ошибок. Но принятие Евангелия дало возможность стать единомысленным с Андреем Рублевым и Достоевским...

      «А есть люди, для которых первична не философия, а боль за свою Родину. Они болеют за страну, мучаясь все время вопросами, кто мы такие, откуда, зачем? И однажды они начинают понимать, что невозможно ответить на эти вопросы, не разобравшись, что же такое православие. В поисках земли они обретают Небо.

      Но встречаемся все мы в одном месте — в храме. И вместе можем сказать о себе словами из кинчевской «Трассы Е-95»: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу». Наша вера предполагает, что нам интереснее безнадежные дела. Зачем заниматься тем, что и так будет иметь успех? Мы беремся только за то, что обречено. И, случается, побеждаем. А вы еще спрашиваете, почему православие в основе своей авантюрно! Да, противостоять сегодня радикальному исламу — это такая авантюра: с нашим-то внутренним разбродом, с таким изломанно-перевязанным инструментом! Особенно, если учесть, что войну приходится вести на два фронта. В противостоянии исламскому фундаментализму надо ведь еще предохраниться от зачатия своих православных террористов и инквизиторов. В Русской Церкви сегодня немало людей, которые несут в себе семена нашего собственного «ваххабизма». Как верно поет Константин Кинчев: «Устоять на краю, да не пасть в самосуд, / Вот такое дано дело нам».

     Песни Кинчева — это протест против потребительства. Материализма. Банального примитивизма. Беспросветный оптимизм — вот их главный враг, я думаю. Разумеется, моя оценка не должна быть глобальной. Я не могу сказать, что русский рок весь из себя такой хороший, белый и пушистый. Это не так, он очень пестрый. Я вижу по интернетовским дискуссиям: люди нередко приводят весьма и весьма антихристианские цитаты из текстов каких-то рок-групп. Но если кто-то из писателей — сатанист, из этого было бы поспешно делать вывод, будто у Церкви конфликт с Союзом писателей. Рок — это просто средство, форма объяснения человека с человеком о том, что наболело. Грохочущий рок в определенном смысле сродни молчаливой медитации. И там и там внешний мир как бы отрезан, есть только я и то, думать о чем, переживать что мне сейчас важно. В медитации молчание отрезает человека от внешнего мира. В роке грохот оглушает, то есть делает то же самое: внешнее, обыденное уже не пробивается. Но медитировать, конечно, можно о разном. Сходство техники не означает единства опыта. Я не думаю, что если положить текст Кинчева на сладенькую мелодию, то он от этого выиграет. Совсем не выиграет. Христианство не должно быть сладеньким. В нем есть место и Божию гневу. А какая музыка лучше, чем рок, способна это выразить?

      Вот песня Кинчева об апокалиптических всадниках:

      По имени — Рок,
      По жизни — Звезда,
      По крови — Огонь,
      По судьбе — Борозда,
      По вере — Любовь,
      По религии — Крест,
      По сути — Опричник Небес.

      На Рыжем коне
      Он движется в мир.
      Рубцы городов,
      Бородавки квартир
      Врачует война.
      Землю не уберечь,
      Не мир он несет, но меч.
      По имени — Суд,
      По жизни — Обвал,
      По крови — Баланс,
      По судьбе — Ритуал,
      По вере — Любовь,
      По религии — Крест
      По сути — Опричник Небес.

      Он движется в мир,
      Его конь Вороной,
      И зоркий дозор
      У него за спиной.
      Он враг полумер,
      Он свидетель конца,
      Имеющий меру Отца.
      Все, чем дорожит зверинец,
      Меч срежет с лица земли.
      Так меру вершит Кормилец.

      Горькая правда — полынь,
      Пока не многим знаком этот вкус.
      И только этой горечи болью сродни блюз.

      По имени — Свет,
      По жизни — Закон,
      По крови — Руда,
      По судьбе — Перезвон,
      По вере — Любовь,
      По религии — Крест,
      По сути — Опричник Небес.

      На Белом коне
      В мир движется он,
      Победой овеян
      Его легион.
      Солдат-венценосец.
      Спасителя лук он принял
      В руки из рук.

      Все, чем дорожит зверинец,
      Лук перечеркнет стрелой.
      Так мир исцелял Кормилец.

      Свет Откровения свят.
      И тайну не вручишь словам.
      Но я все же пою этот блюз Вам!

      Что я могу сказать? Недогматично, но здорово! Столь же недогматичны были средневековые фрески Страшного Суда. Но свою педагогическую правду они несли. Пробирало.

     Но Константин Кинчев не только на тему Апокалипсиса поет. И его фраза о смене тысячелетий, как об улыбке Творца, есть как раз пример замечательного проявления трезвости, не приемлющей всевозможные ужастики по поводу календаря...

      Я думаю, что у меня и у Константина Кинчева — при всем нашем возможном разновкусии и несогласии в каких-то деталях — есть одна общая боль: нам больно, что в самой Церкви нет умения понимать и терпеть это разнообразие языков.

      Как-то, выходя из одного дома культуры, где была моя лекция, две бабулечки-прихожанки возмущались: «Ну как же можно так в храме говорить!» Они забыли, что они не в храме, что это была совсем не приходская проповедь, не всенощное бдение. С другой стороны, я был этому очень рад. Это означает, что я говорил так и о том, что эта бабушка забыла, что она в театре, а не просто стоит у своего подсвечника в церкви. Значит, какая-то церковная атмосфера все же была создана. С другой стороны, поскольку были иные интонации, иные способы контакта с аудиторией, ее это все же резануло по сердцу, вошло в диссонанс с ее привычками.

      Я понимаю ее раздражение. Беда в том, что очень многие, не только бабулечки, но и священники, и монахи не понимают необходимости многоязычия в Церкви, многоязычия проповеди.

      Светский язык не должен подменять церковного, но и церковный язык не может быть универсальным. Мы не вешаем в храме картины — у нас для этого есть иконы. Но это не означает, что мы должны сжигать картины Джотто или Васнецова. У нас в храмах звучит наша музыка, наши распевы, наш обиход. И немыслимо, чтобы в храме звучал «Реквием» Моцарта. Но это не означает, что «Реквием» необходимо запретить исполнять во всех других местах.

      И наверное, имеет право на существование язык обращения к людям через эстрадную музыку. Тем более, что для тех людей, к которым обращается Кинчев, слово священника отнюдь не авторитет. Мой духовник, когда я еще решал, идти в семинарию или остаться в мире светской науки, очень правильно сказал: «Иногда бывает, что если светский человек скажет одно доброе слово о Христе, это будет больше значить для людей, чем проповедь священника». В наше время одно доброе слово о Христе, сказанное известным актером или ученым, литератором, одна реплика, одно замечание значат больше, чем проповедь священника. Аргументы, звучащие из наших уст, порой блокируются подозрением в лицемерии: «Ты поп, тебе за это деньги платят, рассказывай свои байки, мы потерпим, мы понимаем: человек же бабки себе делает как может...» Но когда человек, от которого никто не ожидал, что он в эту сторону посмотрит добрым глазом, говорит: «Вы знаете, лично для меня невозможно жить без Христа, без православия», — то это заставляет задуматься. И одна такая фраза в устах Кинчева стоит больше, чем сто моих лекций. И вообще, в нынешнюю пору глобальной макдональдизации все те, кто призывает мыслить, кто прорывается сквозь кольцо штампов, в конце концов оказываются нашими союзниками.

      Побывав на концерте «Алисы», я понял, что рок — действительно мощное средство промывки мозгов, но в данном случае это промывка мозгов от ТВ и рекламы. Надо видеть, как несколько тысяч ребят шепчут (поют, скандируют) вслед за Кинчевым:

      След звезды пылит по дорогам,
      На душе покой и тихая грусть.
      Испокон веков граничит с Богом
      Моя Светлая Русь.

      В общем, я так скажу: если бы комвласти догадались в семидесятых годах поддержать рок и вместо сладеньких ВИА нашли бы и взрастили группу типа сегодняшней «Алисы», мы не проиграли бы холодную войну. Америка нас не обыграла бы. Да, в конце той песни, что я только что цитировал, Кинчев поет:

      Что собирали отцы,
      Нас научили беречь.
      Вера родной стороны,
      Песня, молитва да меч.

      Так повелось от корней:
      Ратную службу несут,
      Всяк на своем рубеже,
      Инок, воин и шут.

      Кинчев на сцене — шут. Он сам так себя называет. Но стоит-то он на том же рубеже, что и воины и иноки Руси. Он тоже защищает Русское Православие, Светлую Русь.

Диакон Андрей Кураев  
 

Hosted by uCoz